Знаю, что вы уже готовы к тому, что обзор будет злобным. А в последнее время от меня только такие и были. И конечно, собрались в комментариях напасть на меня с вилами. Но я вас жестоко обломаю.

Люди живут только потому, что могут забывать прошлое. Но есть вещи, которые нужно помнить всегда. (с)
Я смотрела "Евангелион" дважды. Самый первый раз ещё много лет назад, и тогда мне казалось, что это бредовое мачилово с роботами и ужасной рисовкой. Даже не так... Рисовка мне казалась чудовищной. Второй раз нашей встречи случился этой весной. И... я не скажу, что меха уменьшилась или рисовка улучшилась. Просто я стала более зрелой для этого аниме. И оно, правда, шедеврально. Хотя я буду не я, если не перемою ему косточки).
После "Евангелиона" внутри появляется пустота. Ты сидишь и ничего не понимаешь. Словно тебя долго держали в тёмной комнате и ждали, пока ты не сломаешься. Ты не сломался.

Из этого аниме сделали классику. Шедевр. Только кто сделал? И мой любимый вопрос: зачем? Был ли хоть малейший смысл делать его таким?
2015 год. Секретная организация "NERV" создает Токио-3 - огромную военную базу. Задача Токио-3 - защита человечества от начавших появляться на Земле таинственных гигантских Ангелов. Единственное оружие, способное им противостоять, это пилотируемые биороботы серии Евангелион.
Почему "Ангелы"? Богохульство - не новинка в искусстве. Споры о том есть ли в аниме отрицание религии идут давно, и пока результатов, как и ответов просто нет.
Спасение мира - как вечная драма. Мы же должны понять, что от этого никуда не деться. Это просто судьба. Несколько подростков должны бороться с опасностью? Нет. Здесь всё куда сложнее. И не стоит надеяться, что это аниме смотреть просто. Меха внезапно уходит на задний план, уступая место - кто бы мог подумать? - психологии.
Вы знаете, что такое психология? Как же давно психология стала той самой частью аниме, без которой уже сложно что-то представить? В "Евангелионе" нас душат ею. Она как паразит присосалась к нашим душам, дабы пить соки. Или... или мы те самые паразиты, что везде что-то ищут для своих истерзаных рассудков? Чтобы, конечно, заполнить пустоты. Найти смысл.

А если быть до конца честной, то здесь много различных жанров, которые легко сочетаются в один сюжетный механизм, и создают прекрасный коктейль. Если вы готовы к тяжести внутри и некому осатку после, то этот коктейль для вас.
Меха-сэнтай. Вся картина основывается на этом жанре. Точнее вся визуальная часть. И в этом небольшой, но очевидный провал. Режиссёр Анно Хидэаки вложил в него столько смысла, а многие видят только битвы. Как жаль.
Повседневность. А наши герои то живут. У них есть свой быт, свои проблемы, даже школа есть. И это разделение миров на первом уровне. Зритель должен знать, как и чем живут его герои. Всего бы не было без этой их - простой жизни. Остальное не имело бы смысла.
Комедия. Нельзя сделать достаточно длинное (более 20 серий) аниме без некого юмора. Это будет очень жестоко к зрителю.
Фансервис. А без него просто некуда. Это часть любого аниме, это как опенинг и ендинг, как персонаж. В "Евангелионе" его иногда то ли слишком много, то ли его уже не замечаешь.
Апокалиптика. Разговоры о Конце Света ведутся постоянно. Он будто двигает всем сериалом. Это становится навясчивой идеей.
Хочется упоминуть мистику, но была ли она там? Или это всего лишь игры разума?
Психология. Никогда. Никогда не смотрите "Евангелион" ради драк и потому что - "это классика". Вы просто прокрутите его. Просто... просто посмотрите аниме. "Еву" надо понять и принять, пропустить через себя. Что чувствуют герои? Зачем они делают это? Правда: зачем?
Сёнэн. Да, как бы чудесен он не был, но жанр никуда не убрать. Следует вывести новый жанр: сёнэн для понимающих. Да.

Нельзя всё время убегать. Однажды придётся принять свою боль, свои ошибки, свою память. И ответить за них. Человек всегда должен помнить про ответственность. И не бояться. Не бояться.
Боль героев в их тотальном одиночестве. Синдзи. Аска. Рэй. Мисато. Гэндо. Рицуко. Они несчастны потому что одиноки? Или одиноки потому что несчастны? А может это их путь? И они приняли его.
Кто эти люди? На первый взгляд, (если этот взгляд вскользь) они простые дети, только спасают мир. Ценой чего? А у всего есть цена. Иногда она чудовищно высока. Их прошлое - вот основа, на которой завязывается их характер. Вот что хоть немного даст ответы. Только верно ставьте вопросы! Прошлое всегда даёт нам "ключи". Всегда. Почему человек так поступил? Да, потому что в детстве... Ох, тут бы я вспомнила Фрейда. Если, конечно, когда-нибудь забывала.
Разнообразие тех самых Ангелов радует глаз. Это не те "злодеи", что уничтожают врагов одним суперударом. Битвы - как я говорила - одна из важнейших частей аниме - прекрасно устроены и переданы. И да, конечно, музыка... ОСТы хорошо вписались в сюжет, даже вплелись в его нить. Уютным покрывалом касаясь героев в минуты отчаяния.

Финал "Евангелиона" (ТВ) теоритически - счастливый. Да, я не оговорилась. Но персонажи так сильно "побиты внутри", так изородованы в душе, что уже ничего их не радует. Наверное, смерть была бы для них большей радостью.
Скорее всего, это одно из немногих аниме, где есть смысл, который можно понять. Аниме, которое трогает, берёт самое потаённое внутри тебя и вытаскивает наружу. «Евангелион» как был «Евангелионом», так им и остается. Всегда.